Бизнес в России

На этику бизнеса современной России большое влияние оказали нравственные представления нового, социалистического периода истории.

В России социалистического периода бизнеса практически вообще не было. Он карался законом. Деловая этика основывалась на марксистской этике.

В период перестройки ценности и этические представления поменялись и только, что зарождавшаяся этика оказалась под воздействием 2 культур делового поведения:

1. Связана с административно-командной системой, которая руководила в тридцатых годах. Убеждения, связанные с данной системой зависят от генезиса субъектов – участников предпринимательской деятельности, которые составили класс российских бизнесменов:

— партийная номенклатура или хозяйственники, которые занимали командное положение в промышленности в восьмидесятые годы. Данный класс людей придерживался к ценностям бюрократической структуры, но некоторые принесли в современный бизнес проявления о службе обществу;

— предприниматели, которые пришли из «нормальной жизни» с хорошим интеллектом и высокими моральными качествами. Деятельность данных предпринимателей основана на малом бизнесе.

2. Связана с жесткой деловой культурой «теневой», криминальной и полукриминальной экономики. Вопреки большой личной угрозе частного предпринимательства для людей в советское время, оно все равно имелось и, основываясь на изъянах системы в последний период социалистического развития, весьма воздействовало на общество. Уже в начале девяностых годов теневой сектор экономики насчитывал около тридцати миллионов человек и изготовлял до двадцати процентов общественного продукта.

Представители теневой экономики пополняли ряды легальных бизнесменов и приносили с собой в восстанавливающийся российский бизнес своеобразные моральные нормы и этические требования.

Все перечисленные группы лишены исторического будущего. И в настоящий период времени бизнес России представляет собой своеобычный процесс мутации разных исторических периодов. Стоит заметить, что в российском бизнесе крутятся бизнесмены разнообразных национальностей, разных вероисповеданий и разных этических взглядов.

Этика нового класса бизнесменов в России представляет собой явление противоречивое и сложное.