На сегодняшний день роль маркетинговых исследований рынка сложно преувеличить. Коммерческий успех любого предприятия имеет прямую зависимость от соответствия его продукции основным предпочтениям потребителей. Для утверждения стратегического маркетингового решения, краткосрочного и долгосрочного планирования, получения наилучших итогов и определения тактики поведения предприятия на рынке, необходимо обладать максимально полной и объективной информацией как по рынку, в целом, так и по восприятию потенциальными потребителями продукции ее бренда.

Поэтому исследования потребителей дают возможность помочь в определении возможных направлений развития бизнеса . подобный анализ нужно проводить при принятии решения о выходе на новый рынок, продвижении недавно выпущенных товаров, ребрендинге. Маркетинговые исследования рынка проводятся и при формирования цены товаров предприятия, нахождении источников и методов продвижения товаров, создании политики сбыта и методов стимулирования клиентов.

Достаточно развитые аналитические компании, которыми осуществляются маркетинговые исследования, предоставляют компаниям большое количество аналитических разработок.

Социологические исследования могут осуществляться с целью выделения наиболее действенных способов ведения рыночной конкурентной политики и возможности выхода на новые рынки . проводится разделение рынков, то есть определение целевого рынка и рыночной ниши.

Маркетинговые исследования являются весьма дорогостоящим мероприятием в результате чего недоступны некоторым организациям. В этом случае они обращаются за поддержкой исследовательских компаний, которые занимаются выполнением такого вида работ. Крупные предприятия зачастую своими силами производят поиск необходимых данных, а также имеют собственную команду квалифицированных специалистов.

В зависимости от направления использования данных, способов ее получения, методики выполнения анализов и их конечных результатов, применяются разные способы и виды проведения маркетинговых исследований. Выбор подходящего метода должен осуществляться исходя из требуемой точности и достоверности результатов, а также затрат на его проведение.

Кабинетные маркетинговые исследования рынка выполняются, основываясь на официальных печатных источниках данных, и позволяют получить общие сведения о состоянии общехозяйственной конъюнктуры, а также ходе совершенствования некоторых областей деятельности. При этом используются способы исследования экономики вместе с деталями математической статистики и эконометрики.

Наблюдение, как правило, применяется в маркетинговых исследованиях содержащих поисковый характер. Оно позволяет обеспечить поддержку стабильных условий наблюдения с использованием специализированного инструментария. Наблюдение может быть открытым, с участием самого аналитика, и скрытым, например, с использованием оборудования для скрытой съемки. В зависимости от того какие поставлены цели слежение может быть стандартизованным и свободным.

Эксперимент в качестве метода маркетинговых исследований подразумевает, что при анализе не допускается влияние всех факторов, помимо изучаемого. Поэтому для выполнения эксперимента нужно наличие не меньше двух схожих групп исследования, одной из которых является экспериментальная, а второй контрольная. Это могут быть, например две группы покупателей или два товара.

Эксперименты, которые проходят в искусственной обстановке например испытание продукции, рекламы, цены называются лабораторными, а проводимые в реальных условиях – полевыми. Лабораторные эксперименты позволяют производить наблюдение за сторонними явлениями, а полевые не исключают влияния сторонних явлений.

Полевые маркетинговые исследования хотя и являются самыми сложными и дорогими, но в тоже время представляют собой самые действенные способы исследования рынка. Такие методы используются только большими предприятиями. Подобный анализ гарантирует кратковременное и общее ознакомление с условиями рынка, методами сбыта , стоимостью и множеством других условий. Немаловажным значением обладает также возможность установки личных контактов с покупателями, приобретения примеров продукции, которые пользуются наибольшем спросом в этом сегменте рынка.

Способ пробных продаж применяется при отсутствии требуемых сведений о рынке и недостачи времени для их всестороннего анализа, а также при внедрении только вышедшей и экзотической для осваиваемого рынка продукции. Несмотря на существование некоторого риска несения потерь, этот способ маркетинговых исследований позволяет установить непосредственные деловые связи с потенциальными покупателями.

Данный метод также связан с большими затратами. При таком способе маркетинговых исследований рынка имеется возможность затруднения при выборе необходимой области деятельности, определении длительности анализа. Также может обнаруживаться снижение для конкурентов эффекта внезапности, дополнительная нагрузка для сотрудников отдела сбыта.

Налаживание бизнес взаимодействия с сотрудниками сторонних фирм играет огромную роль при осуществлении маркетинговых исследований рынков. Создание и дальнейшее сопровождение подобных взаимодействий производится методом взаимных посещений предприятий, при встречах представителей организаций на ярмарках, аукционах, выставках, товарных биржах, презентациях и т. д.

Личные контакты между сотрудниками учреждения и клиентами обладают большим значением при маркетинговом исследовании рынка технически сложных единиц продукции, например, оборудования и машин. При этом сотрудник организации одновременно проводит разъяснения относительно предлагаемой продукции для покупателя. Такие контакты могут превратиться в канал предложений по улучшению товаров и увеличению числа ее преимуществ в сравнении с товарами предлагаемыми конкурентами.