Встретив недавно в статье мудреное слово «дисинтермедиация» я попытался понять, что оно означает. И был немало удивлен, поняв, что оно имеет непосредственное отношение к интересующим меня сферам – мобильному маркетингу и электронной коммерции. Говоря «высоким штилем» — это процесс устранения посредников между производителем товара и его потребителем. И – внимание! – этот процесс чаще всего основывается на системах электронной коммерции.

Как-то не сразу осознается, что все мы присутствуем при становлении новой системы экономических взаимоотношений. Хотя – почему новой? Когда финикийский купец менял на далеком африканском берегу стеклянные бусы на шкуру носорога, он делал то же самое, что сегодня делает удмуртский покупатель раритетного автомобиля из Флориды на eBay. Расстояние между ними перестало играть всяческую роль. А ведь именно оно, да еще и медленные средства связи, вызвали к необходимости множество институтов, служащих для передачи денег, гарантий надежности, кредитования, и так далее, и тому подобное. Многочисленные посредники только накручивали цену товара, ничего реально не добавляя к его стоимости. В результате, беспрерывно надувались экономические «мыльные пузыри», один из которых лопнул совсем недавно, в 2008 году, что мы все сегодня и расхлебываем всем миром.

Возможность оплаты из рук в руки, минуя банки, поначала не приняли всерьез, а потом приняли в штыки. Банкирам показалось, что это – потрясение устоев, а на самом деле это было только потрясение их кошельков. Казалось бы, электронная коммерция – шаг назад, к временам натурального обмена, но это не так. Она только выводит на первый план партнерские отношения двух главных субъектов – продавца и покупателя и исключает из цепочки паразитов. Вот, собственно говоря, и весь смысл мудреного непроизносимого слова из первого абзаца.

Современный смартфон, оборудованный интерфейсом NFC, уже сейчас способен выполнять все функции платежного средства, аналогичного банковской карте, причем в любой стране мира и любой валюте. Этот процесс сдерживается только недостаточно развитой инфраструктурой. Но вспомним, сколько времени понадобилось для появления на каждом углу банкоматов? Сейчас все произойдет гораздо быстрее.

Но мировой финансовый рынок уже спохватился. Электронные платежи практически стали стандартом работы на нем, а в Америке активно функционирует банк, действующий на совершенно новых принципах. У него вообще нет офиса, а основанием для предоставления кредита стал профиль в Фейсбуке. Так что новая партнерская финансовая эра уже на пороге.