Недвижимость стоимостью до 120 тысяч евро привлекает российского покупателя в Болгарии. В большинстве случаев он рассчитывает на собственные сбережения и не прибегает к займу из банка.
Российский покупатель — молодой, реализовавшийся в своей области специалист, который мечтает о собственном доме или коттедже на берегу моря. С Болгарией связан эмоционально, хотя и мало знает о ней.
Профиль покупателя обрисовала Анастасия Лебедева из российского агентства недвижимости «Адвекс». Она представила свое исследование на Европейском конгрессе по недвижимости и демографических изменениях в Европе, организованном Международной федерацией недвижимости (FIABCI) в Софии.
По словам Лебедевой потенциальными покупателями недвижимости за рубежом являются 1,2 млн россиян. Профессиональных инвесторов из них около 30 процентов, 80% из них инвестируют с целью диверсификации активов. Спонтанных покупателей недвижимости около 50%. Из них 20 процентов планируют переехать за границу, чтобы жить или покупают недвижимость, преимущественно курортную, потому что ожидают, что это приносит им стабильный доход в будущем.
40% потенциальных покупателей являются предпринимателями и 40% занимают руководящие должности в компаниях.
Статистика показывает, что 20% покупок недвижимости сделаны людьми в возрасте от 30 до 40 лет, 45% — в возрасте 50 лет. Интересно, что 10% россиян покупают недвижимость за рубежом для своих детей, чтобы что они могли продолжить свое образование там, или для собственного проживания за границей после выхода на пенсию. Основными покупателями являются москвичи (50%), за ними следуют жители Санкт-Петербурга (20%).
В прошлом году российский покупатель несколько отошел от болгарского рынка недвижимости, утверждает Лебедева. По ее словам, причина этого коренится в финансовом кризисе. После периода роста потребления в России наступил период экономии.
В 2009 году 36% россияне ощутили понижение личных доходов на 20 до 30%. В 2010 году Россия экономика выросла всего на 4%, тогда как прогнозы на 2011 и 2012 годы лишь 3-5% роста в год, что также является неудовлетворительным.
Это принуждает россиян экономить все больше и тратить меньше. Если в 2007 году рост депозитов составлял 8,9%, то в 2010 году было зафиксировано увеличение средств, вложенных в банки, на 15,8%. Количество свободных денег у людей снизилось на 20%.
До кризиса 90% россиян вкладывали средства в недвижимость без помощи банков, рассчитывая только на собственные сбережения. Теперь ситуация иная.
Болгария является одной из стран-фаворитов в сегменте до 120 тысяч евро, но Черногория, Испания и Чехия являются серьезными конкурентами. В диапазоне 150-200 тысяч евро фаворитами среди россиян являются Германия, Великобритания, Франция, Австрия, США, Италия, Кипр, Израиль, Чехия, Латвия.
Российские покупатели хотят купить там, где недвижимость пользуется популярностью. Самая мощная реклама- сарафанное радио. Когда приятель или коллега похвалит свою недвижимость за рубежом, вскоре находятся последователи, говорит Лебедева. В большинстве случаев россияне покупают недвижимость под влиянием эмоций.
Предпочитают, чтобы в стране, в которой они покупают недвижимость, был умеренный климат, гостеприимная атмосфера в обществе и чтобы не было визовых проблем. Предпочитают ощущать близость в историческом и культурном плане, возможность получить постоянное место жительства. Важно, чтобы жизнь в стране была дешевой.