Русским компаниям со средним уровнем капитализации всё труднее развивать свой бизнес в других странах. Международная сеть BDO провела опрос более 700 финансовых директоров крупных компаний в 13 странах. Оказалось, что в некоторых из них русских не ждут.
Предпринимательство в другой стране, как показал опрос, неизбежно связано с проблемами международной экспансии. Что касается российских предпринимателей, то основными сложностями они обозначили переменчивость курсов валют, некомпетентность персонала, коррумпированность и конкуренцию. В прошлом году, по показателям опроса, с этими проблемами хлопот было меньше.
Тем не менее, подавляющее большинство российских предприятий (92%) уверены в своем успехе на зарубежном рынке и уже имеют готовый план на несколько лет. Российские предприниматели работают на международном рынке по уже налаженной схеме с определенным набором товаров и услуг, не желая рисковать с нововведениями. Для успеха дела они исследуют возможности международных рынков и их «правила игры».
Лучшими рынками для развития российского бизнеса признаны Белоруссия, Украина, Казахстан, Польша, Чехия и Германия.
Экспансистски посматривают на Россию акулы английского, голландского и немецкого бизнеса. 68% респондентов ожидают большей выручки именно от продвижения на российском рынке. В 2010 году Россию серьезно оценивали в этом плане только 36% респондентов.
Критерии, по которым зарубежные предприниматели оценивали российские рынки, таковы: потенциал получения новых клиентов, размер рынка, динамичные темпы роста. Многие, тем не менее, не хотят связываться с российскими рынками из-за тех же бюрократии, коррумпированности и барьеров менталитета.
Англичане оценили потенциал и темпы роста рынков в России, как высокие. Французы сказали то же, но про отдельный сектор: потребительских товаров. Американцы выразили надежду на повышения спроса среди россиян на их промышленную продукцию, заметив, что наш уровень благосостояния растет. Китайцы помимо спроса, похвалили и каналы сбыта.
Российские бизнесмены больше всего надежд возлагают на Европу, что не слишком продуктивно, но понятно.
Колоссально вырос объем покупок России на рынках Восточной Европы: из 20 постсоветских лет до 2008 года сумма составила $2,4 млрд., до 2012 — $ 2,8 млрд.
Крупные покупки сделал этим летом Сбербанк: приобрел 9 подразделений австрийского банка Oesterrechische Volksbanken AG в Европе.
Резюмировать результаты для российского рынка можно так: необходимость развития бизнес-культуры, поиска квалифицированного персонала, в том числе управленцев, укрепление финансовой и юридической базы и новые попытки борьбы с ветряными мельницами под названием коррупция.