/ Максим БогодвидПерейти в фотобанкСтраховой полис ОСАГО в одной из страховых компаний
/ Максим БогодвидПерейти в фотобанк
МОСКВА, 24 мая — РИА Новости, Наталья Дембинская. Страсти вокруг ОСАГО не утихают. В конце апреля в России вступили в силу поправки в закон, устанавливающие приоритет натурального возмещения перед денежной компенсацией. Обсуждается также идея с франшизой — чтобы виновник аварии разделял со страховщиком часть выплат по «автогражданке». Но впереди и другие нововведения: Центробанк предложил изменить порядок расчета стоимости полиса ОСАГО, детализировав требования к возрасту и стажу водителей.
Как объясняют в ЦБ, стоимость полиса вырастет для отдельных категорий, а среднерыночный тариф в итоге не изменится — речь лишь идет о перераспределении нагрузки на обладателей ОСАГО.
Но защитники прав автовладельцев опасаются, что увеличение коэффициентов может не соответствовать степени риска, и ругают страховщиков за нежелание раскрыть обезличенную статистику для беспристрастного анализа.Как выжить после ДТП по новому закону об ОСАГО
Новичкам еще дороже
Согласно проекту (документ есть в распоряжении РИА Новости), больше всего платить придется молодым и неопытным водителям.
Сейчас действуют следующие коэффициенты: до 22 лет включительно со стажем вождения до трех лет включительно — 1,8, более 22 лет со стажем вождения до трех лет включительно — 1,7, до 22 лет включительно со стажем вождения свыше трех лет — 1,6 и более 22 лет со стажем вождения свыше трех лет — 1.
По мнению регулятора, действующих четырех групп для градации водителей недостаточно, их должно быть семь.Аксаков поддержал новый порядок расчета стоимости полиса ОСАГО
Отсутствие открытых данных
Активисты, отстаивающие интересы автовладельцев, настаивают: статистика по ОСАГО должна быть общедоступной — чтобы любой человек мог просчитать и соотнести, насколько эти коэффициенты соответствуют увеличению степени риска в той или иной возрастной категории.
«Эта статистика должна быть опубликована, так как договор ОСАГО является публичным и касается практически всего населения России», — считает Игорь Пушкарь, руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования.
Эксперт отмечает, что перекос по выплатам в сторону неопытных водителей однозначно будет. Но при этом коэффициент может быть задан непропорционально той степени риска, который создают определенные категории./ Алексей МальгавкоПерейти в фотобанкАвтовладелец оформляет страховой полис ОСАГО
/ Алексей МальгавкоПерейти в фотобанкАвтовладелец оформляет страховой полис ОСАГО
«Из прошлого опыта практически все новации, которые были призваны оптимизировать рынок ОСАГО, заканчивались повышением стоимости полиса. Не исключаю, что именно этим закончится и эта», — говорит Пушкарь.
Сами страховщики объясняют нежелание раскрывать статистику по ОСАГО коммерческой тайной. Но, по мнению Петра Шкуматова, координатора сообщества «Синие ведерки», закрытые данные — все равно что кот в черном ящике.
«Это как в известной задаче с котом Шрёдингера: нужно гадать, жив он или мертв», — припомнил эксперт известный мысленный эксперимент из области квантовой механики.
«В других странах, например в США, эти данные общедоступны в деперсонализированном виде», — отметил Шкуматов.
Этот же подход, уверены в «Синих ведерках», нужно применить и в России: обезличить полисы, убрать оттуда персональные данные водителей, заменив их на уникальные идентификаторы, и предоставить эти данные обществу в сыром виде — чтобы была возможность провести независимый анализ./ Артем ЖитеневПерейти в фотобанкПередвижной пункт автомобильного страхования на одной из улиц Москвы
/ Артем ЖитеневПерейти в фотобанкПередвижной пункт автомобильного страхования на одной из улиц Москвы
Нужен комплексный подход
В отрасли не устают напоминать: продажа полисов ОСАГО для страховых компаний убыточна, и эту проблему надо как-то решать.
По данным РСА, объем сборов страховщиков ОСАГО в январе-феврале 2017 года составил 28,952 миллиарда рублей, а выплаты за этот период достигли 28,350 миллиарда рублей. «Кризисная ситуация в ОСАГО сохраняется», — констатировал в конце марта Юргенс.
Впрочем, по мнению наблюдателей, мерами, что предлагает ЦБ, проблему не решишь. Чтобы помочь рынку, нужен системный и концептуальный подход к системе обязательного страхования вообще. Латание же дыр приведет лишь к увеличению стоимости полиса ОСАГО.
Источник: