В едином архитектурном ансамбле объединяются все малые архитектурные формы сквера, которые сочетаются с его зеленым оформлением, учитывая общее планировочное решение. Архитектурные объемы и художественная деталировка фонтанов, лестниц, подпорных стенок, декоративных ваз и т.п. должны согласовываться с планировочным рисунком дорожек, характером и контуром насаждений, гаммой их цвета, орнаментом цветников и многого другого. Крупные газоны и зеленые массивы, обладающие сдержанными тонами, образуют строгий и лаконичный фон для архитектурных сооружений, совершенно несравнимый с фоном размельченной разбивки живописных аллей, цветового и форменного размещения разных насаждений. Определенная архитектура сооружений также требует соответственного характера оформления партеров, то есть использования больших однородных цветовых поверхностей газонов или же сложных узоров в ковровых цветниках.

Малым архитектурным формам должны соответствовать все их составные элементы: фонтаны, фонарные столбы, урны бетонные в Краснодаре или другом городе выполненные художественно; строительные материалы — во всё это вводятся обобщающие орнаментальные детали. При подчинении планировки сквера какому-то крупному общественно значимому зданию или даже большому комплексу застройки, с архитектурой этого ансамбля должна увязываться и его архитектура малых форм.

К основным элементам малых архитектурных форм скверов относятся: фонтаны, монументы, ограждения, подпорные стенки, лестницы; а к второстепенным причисляют: фонари, стенды газетные, скульптуры и вазы с их декоративным значением, а также урны и лавки из бетона в Ростове-на-Дону заказанные. В качестве исключения скверы могут обладать элементами парковой культуры — беседками, перголами, трельяжами. Но они уместны только в случае возможности создания садово-паркового пейзажа, изолированного от городской суеты полностью. Скверы создаются обязательно с учетом оформления и их утилитарно-хозяйственной части: мусорных ящиков, различных будок под хозинвентарь и так далее.

Продуманное размещение требуется и для таких декоративных архитектурных элементов, как цветники и вазоны из бетона. Ими оформляются лестницы, балюстрады, обрамляются аллеи и площадки скверов, они устанавливаются на газонах или на столбах ограждений, могут быть даже декоративными элементами в центре фонтанов. Силуэт, декорировка и размеры вазонов определяются обычно их расположением на определенном месте и полной архитектурной картиной сквера. К примеру, на большом цветочном массиве располагаются на широких и низких постаментах вазы-корзины; на высоких постаментах — место для имеющих вертикальную форму вазонов, образующих на фоне газонов и стриженых шпалер декоративный силуэт; а монументальные вазы у входа в сквер должны соответствовать уже архитектурному ансамблю прилегающей площади или улицы.

Вазоны могут быть высечены из мрамора или гранита, отлиты из бронзы, бетона, чугуна или гипса, а также сформованы из обожженной глины разных видов. Пластические свойства каждого из этих материалов влияют на характер обработки поверхности и общий архитектурный облик изделия. Элементами художественной обработки поверхности вазона считаются скульптурные тематические барельефы, растительный и архитектурный орнамент, живопись, полива и цветная мозаика.

Внутри вазы для посадки вьющихся растений или цветов имеется из оцинкованного железа съемный резервуар, который может пропускать воду и заполняется землей на глубину 30 см и более.

Декоративные горшки-вазоны садовые для высадки вечнозеленых культур и цветов — это обработанные орнаментом, небольшие низкие керамические сосуды. Чаще всего ими окаймляют цветочные партеры, газоны в виде строгого ряда или только для закрепления углов, а также размещают на подпорные стенки, перед входами в здания, обрамляя водные бассейны и так далее.